Федерация шахмат Самарской области - Новости

http://samara-chess.ru/index.php?go=News&in=view&id=1258
Распечатать

Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Тренер… как много в этом слове…». Часть 5.



Продолжение. Начало в частях 1 - 4

Несколько раз перед МинПросом в декабре месяце нас специально вывозили на спортивную базу «Дубки» для подготовки. Помню, что занятия шахматами уходили, как правило, на второй план и основу составляла физическая подготовка.

Мы много играли в футбол, ходили на лыжах. В одном из помещений стоял теннисный стол и так как каждый умел играть в настольный теннис на том или ином уровне, то по вечерам стук шарика не прекращался несколько часов.

Натачеев В.П. принимал самое непосредственное участие в подготовке и отдыхе юных шахматистов. Чаще всего мы с ним играли именно в настольный теннис. В один из таких вечеров Палыч придумал следующее…

- Олег! Тебе и Беликову Алексею противопоказано играть с ребятами теннисной ракеткой!

- Почему?

- Вы с Алексеем должны научиться играть в теннис тапочками!

Я посмеялся от души, но всё же решил попробовать. Если никто из Вас, дорогие читатели, не пробовали такой вид пин-понга, то настоятельно рекомендую. Самое смешное в этом занятии – это когда вы пытаетесь забить тапочками высоко летящий над сеткой шарик. Отдельным видом «издевательства» над настольным теннисом является игра обоих соперников тапочками. А когда играют четверо?

Одно могу сказать с уверенностью, что с помощью нестандартного подхода к любой ситуации Владимир Павлович повышал настроение у любого, кто был рядом с ним.

Кстати, с Алексеем Беликовым мы потом в ДЮСШ играли в теннис не только тапочками, но и гранеными стаканами. Кроме того, иногда мы выставляли на теннисный стол деревянные шахматные фигуры и играли по определенным правилам. Очки набавлялись за попадание в фигуру, за ее переворачивание и за сбивание ее шариком со стола. Практиковались в подачах шарика из-за угла коридора, то есть не видя стола и так далее…

Одно занятие, которому научился у Палыча на занятиях, люблю до сих пор. Это игра в блиц вслепую. Очень полезный вид шахматной игры для профессиональных шахматистов.

Все эти игры прибавляли настроения. Наверное это и есть умение настоящего педагога направить в правильное русло своих учеников и придать позитивной энергии.

__________________________________________________________________________

г. Куйбышев, 1987 г. Футбольная тренировка.

На снимке: слева направо – Алексей Беликов, Натачеев В.П., Вадим Верник, Олег Безман.

_______________________________________________________________________________________

На снимке: М.М.Ботвинник, слева от него Натачеев В.П.

_______________________________________________________________________________________

Эта уникальная фотография, где стоят рядом М.М.Ботвинник и В.П.Натачеев сделана в 1977-78 годах в пионерском лагере «Орленок». В этом лагере проходили сборы талантливой шахматной молодежи СССР. М.М.Ботвинник читал там лекции. В.П.Натачеев возил на эти занятия моего брата Вадима Безмана, после того, как тот стал в 1976 г. чемпионом России в 14 лет.

Фотография попала в книгу Виктора Хенкина «Я б в гроссмейстеры пошел…». Если кому-то интересно, то внутри книги есть интервью с моим братом.

Сейчас можно по-разному относиться к творческой педагогической деятельности Владимира Павловича, но я могу перечислить шахматистов, которых он воспитал или оказал свое доброе влияние, а Вам уважаемые читатели делать выводы:

 

С моей точки зрения, список весьма внушительный и мало кто из тренеров

г. Самары может сейчас похвастаться чем-либо подобным.

г. Керчь, 1987 г.

На снимке слева от Натачеева В.П. – Тарас Фомин

г. Керчь, 1987 г.

На снимке справа от Натачеева В.П. – Тарас Фомин

Мой хороший знакомый, Николай Власов (ММ), когда узнал, что я готовлю эту статью, прислал некоторые свои воспоминания о Владимире Павловиче. С некоторым незначительным сокращением я с удовольствием Вам их представляю. Итак…

«Что вспоминается про Натачеева В.П.?

Веселые рассказы про службу на флоте, заграничные рейсы.

Шкаф с книжками, энциклопедиями и информаторами. Взявший почитать эти книги, должен был мыть руки с мылом перед тем, как их изучать.

Лаз через решетку в подвальное окно шахматного кружка (Дворец пионеров). Так мы попадали в любимый кружок, когда он был закрыт. Кажется, Палыч об этом так и не узнал.

Натачеев кроме шахмат очень прилично играл в карты. Вообще он очень быстро осваивал любую игру и иногда делился секретами мастерства. Превзойти его в картах мне так и не удалось, только в шахматах.

Неплохо играл в шахматы по переписке и где-то с 1-го разряда анализировал с нами свои партии. Полезное было занятие. Допущенные к анализу этих партий очень гордились.

Натачеев никогда не опаздывал на поезд, хотя часто приходил впритык.

Очень важно, что Палыч был сторонником спортивного принципа. На первый турнир «Комсомольская правда» Клочков В.И. (шахматный тренер) вместо меня предлагал отправить своего ученика Усачева, уже имевшего 1-ый разряд. Но Палыч настоял чтобы всё решалось в личной встрече и я, играя черными, поставил сопернику мат конем и слоном. Перед следующим турниром «Комсомольская правда» был опять спорный вопрос о 1-ой доске. И опять Натачеев дал нам с Блатовым Владиславом (младший брат Игоря Блатова), который тоже занимался у Клочкова В.И., сыграть матч из двух партий, и снова я выиграл. Вот эта привычка решать спорные вопросы за доской, то есть сохранить спортивный принцип, я позаимствовал у Палыча на всю жизнь.

Палыч очень заботился о своих учениках. Когда совсем еще молодой Тарас Фомин в начальных классах выиграл какой-то турнир, Натачеев лично нарисовал поздравительный плакат и повесил его в школе Тараса – «чтобы почувствовал вкус славы и не бросил шахматы», как он мне позже объяснил.

Постоянно что-то читал. Обязательно брать книжки на соревнования – этому тоже научился от него.

Турнирную партию между мной и Натачеевым помню только одну. Я белыми, в закрытом варианте «сицилианки» провел некорректную комбинацию и быстро загибался с ферзем за ладью и пару легких фигур, но тут Палыч так нелепо зевнул вечный шах, что я после партии спросил, не нарочно ли. Он отрицал».

На снимке: Натачеев В.П. с сыном Петром

Не могу не отметить, что все те годы, которые были связаны у меня с Владимиром Павловичем, вспоминаются с особенным трепетом. Его доброе слово всегда помогало нам в нашей шахматной жизни. Положительный заряд энергии удивительным образом передавался ученикам и мы, сами того не подозревая, одерживали не только шахматные, но и многие другие жизненные победы. Сегодняшние тренеры могли бы у него поучиться выдержке, силе слова, человеческому отношению к детям. Тренеру всегда нужно помнить о том, что ребенок ловит каждое его слово, взгляд и как бы впускает в свое золотое время – детство, которое неповторимо. Благодаря своему педагогическому таланту, Палыч никогда об этом не забывал. Именно от тренера часто зависит каким человек сформируется и пойдет по жизни.

Я лично очень благодарен Владимиру Павловичу за ту часть внимания, которую он подарил мне в моем шахматном детстве.

 

P/S Хочу поблагодарить за помощь в написании данной статьи Игоря Спирина, Татьяну Конденко (Лушину), Алексея Беликова, Ирину Кирдяшкину, Петра Натачеева, Тараса Фомина и Игоря Блатова.

 

С уважением, Олег Безман.


samarachess | 15.10.2014 01:01