Федерация шахмат Самарской области - Новости

http://samara-chess.ru/index.php?go=News&in=view&id=2094
Распечатать

Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №5.



Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!

Делясь с Вами самыми красивыми этюдами мира, невозможно не затронуть творчество одного замечательного человека, который создал свыше тысячи произведений. Заслуженный деятель искусств, мастер спорта СССР по шахматной композиции, признанный во всем мире – Алексей Алексеевич Троицкий. В 1928 году за заслуги в области шахматного этюда А.А. Троицкому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Даже в тех странах, где не сразу признали октябрьскую революцию в России, знали и уважали этого человека.

В печать вышло всего три сборника произведений А.А. Троицкого. Два при его жизни: «500 шахматных этюдов» на немецком языке в 1924 году в Берлине и «Сборник шахматных этюдов» в 1935 году в Ленинграде. При чем сборник 1935 года был первым томом, а второй том должен был выйти позже и уже был готов к изданию, но начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула планы автора. В августе 1942 года в блокадном Ленинграде Алексея Алексеевича не стало. Рукопись второго тома была утеряна.

Благодаря большим любителям этюдов и в первую очередь Владимиру Александровичу Королькову и Виталию Александровичу Чеховеру удалось восстановить часть материалов второго тома. В 1959 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла третья книга с произведениями А.А. Троицкого «Избранные этюды А.А. Троицкого».

Важная деталь, о которой не могу не сказать. В книге 1935 года (первый том) есть уникальный материал по борьбе двух коней против пешки. Как считается в наше время, Алексей Алексеевич умудрился рассмотреть 95% таких позиций! И это без помощи компьютера. К великому сожалению, материалы по борьбе двух коней с несколькими пешками, должен был выйти во втором томе и на сегодняшний день, безвозвратно утерян!

Еще одно доказательство того, что война уничтожает культуру.

Итак, 1910 год…

Когда начинаешь решать данный этюд, то в голову приходят идеи, в которых белый конь перебрасывается на поля «е6» или «f7» и из-за неудачного расположения черного короля, появляется возможность его заматовать с помощью пешки «g». Однако этим планам не суждено сбыться, так как на любом этапе черные могут задействовать своего слона с полей «b8» или даже с «g1», после чего мат черному королю невозможен.

Неприятным фактором для белых является и невозможность догнать пешку «d»  без потери коня. Как же добиться ничьи белыми?

У многих, кто пытался решить этюд, возникала объективная мысль, что в книге на диаграмме допущена ошибка и чего-то не хватает. И автор этих строк не исключение.

1. Кс6! d3

Безусловно, пешку нужно спасать, иначе ничья. Скажем, на 1…Сс5 сразу последует 2. Кd4 Cd4 3. g4.

2. Ка7!!

Такой ответ белых не придет в голову в самом страшном сне! Куда идет конь? Может быть на поле «а7» трава слаще?

2…d2 3. Кb5!

В любом случае конь не успевает за проходной пешкой «d». Зачем же он так настойчиво бежит за ней?

3…d1=Ф 4. Кс3

Вот в чем дело. Конь идет на поле «е4», чтобы замуровать черного короля на «h4» и успевает он туда как раз вовремя, так как последний ход белых был сделан с темпом.

4…Фd6 5. Крh1

 

Потрясающая позиция! Конь белых в любом случае попадает на «е4» и возникает прекрасный пример позиционной ничьи. Удивительно - у черных целый ферзь против коня, ход в позиции на диаграмме за черными, а победы у них нет. Один ферзь в поле не воин.

Можно ненароком и засомневаться в том, что в шахматах ферзь сильнее коня!

И таких этюдов у Алексея Алексеевича Троицкого огромное количество. Мы вернемся к творчеству этого композитора еще не раз.

С уважением, Безман Олег.


samarachess | 19.10.2017 17:59