Федерация шахмат Самарской области - Новостиhttp://samara-chess.ru/index.php?go=News&in=view&id=2511 |
Распечатать |
Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!
Сегодня я вновь обращу Ваше внимание на творчество латышского композитора. Речь пойдет о произведении Карла Карловича Бетиньша. Сразу необходимо отметить, что у Карла Карловича был старший брат Ян Карлович, который так же являлся шахматным композитором и у которого больше созданных этюдов, чем у младшего брата. Возможно, что я коснусь и его произведений.
Этюда братьев появились впервые на страницах журналов в конце 80-х годов 19-го века. Однако, число произведений невелико. В 1930 году в Риге вышел сборник этюдов на латышском языке «Этюды и задачи», в котором было 23 произведения. 7 из них принадлежало Карлу Карловичу, а 16 Яну Карловичу. Совместных этюдов братьев Бетиньш не существует.
Карл Карлович Бетиньш внёс огромный вклад в развитие шахмат в Латвии. За победу во 2-м конгрессе Прибалтийского шахматного союза (1901 год), удостоен звания мастера. Неоднократный победитель турниров Рижского шахматного общества, 3-й призёр 1-го Латвийского шахматного конгресса (Рига, 1924 год). Постоянно возглавлял команду рижских шахматистов в игре по переписке против шахматистов других городов. Известен как организатор и арбитр многих региональных и международных шахматных соревнований.
Итак, 1908 год…
Странная позиция на первый взгляд. Как известно, конь со слоном не в состоянии выиграть против коня. Матовой сетки вокруг черного короля, вроде бы тоже нет. Более того, единственная белая пешка гибнет, так как белые ее не могут защитить. Единственное, что бросается в глаза опытному шахматисту, так это неудачное положение черного коня. Очень хочется его поймать. Но как это сделать на практике?
1.Се6!
Именно сюда! При 1.Сd7 с той же идеей, что и в основном варианте, белые не смогут контролировать пункт «d5», на который конь черных попадет с шахом. Этот момент станет ясным чуть позже.
I
1…Кс2
Желание черных понятно, им не терпится ввести в игру своего коня, застрявшего «с важной миссией в Антарктиде». Да и пешка белых никуда не денется.
2.Сf7
IА
2…Крh6 3.Крf6 Ке3 4.Кf2!!
Перед вами симпатичный цугцванг. Черные вынуждены отдать коня на поле «d5», после чего белым останется только поставить мат конем и слоном.
IB
2…Крf5 3.Крf8!
Белые подбираются к черной пешке, чтобы провести свою в ферзи. А на взятие коня, следует очередной красивый тактический удар…
3…Кре4 4.Сg6!!
Изящный маневр слона, после которого черные неминуемо гибнут. Весь этот вариант отсутствует в книге.
II
1…Крh6 2.Крf6 Крh5
Черные спасают своего короля от матовой сетки, которую мы уже наблюдали – Сf7, Кf2, после чего черного коня придется отдать.
3.Cd7!
IIA
3…Крh4
Черные пытаются одновременно прорваться королем к своему коню и использовать для отвлечения вражеских фигур последнюю пешку.
4.Са4
Конь черных обездвижен. К нему направляется белый король.
4…Крg4 5.Кре5 Крf3 6.Крd4 h5 7.Кf6 h4 8.Крс3 h3 9.Cc6
Король белых поймал коня, а слон и конь должны без труда отобрать пешку. Всё как по нотам!
9…Крf2 10.Ке4 Крg1 11.Кg5 h2 12.Кh3
Черные фигуры и их пешка полностью нейтрализованы. Остается только поставить мат конем и слоном.
IIB
3…Кс2
Попытка черных спасти коня. С этой же целью можно сыграть и 3…Кb3, но развязка от этого не поменяется.
4.Кg3 Крh4
Ничего не меняет 4…Крh6, так как белые ответят аналогично основному варианту.
5.Кf5!
5…Крh5
На отход короля на другое поле, последует 6.Кd4 и конь черных теряется.
6.Са4!
Черные опять вынуждены отдать коня, так как иначе последует 7.Сd1 – мат!
Замечательный пример борьбы двух легких фигур против одной. Красота данного этюда в его лаконичности. На доске нет ничего лишнего, а искусство представлено в полном объеме.
С уважением, Безман Олег.