Павел Скачков, международный гроссмейстер (г. Тольятти): «ХМАО, часть 1».
Пятница, 05 Ноябрь 2010
Международная научно-практическая конференция «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей». ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, «Югорская шахматная академия» 2-5 октября 2010 года.
В последние годы ученые, специалисты в сфере образования, руководители административных структур, шахматные педагоги, методисты, учителя начальных классов отмечают необходимость скорейшего внедрения массового обучения шахматам детей в целях воспитания и обучения интеллектуальной игре. Шахматы выступают в качестве эффективного средства развития творческого, логического мышления, формируют лучшие черты характера, учат «действовать в уме». В новом веке прошла убедительная серия научно-практических конференций в Москве (2009,2010), Томске (2008), Элисте (2009, 2010), на которых были достигнуты значительные успехи по теоретическому обоснованию шахматного всеобуча, представлены практические результаты, а также удалось наладить столь необходимый обмен опытом между всеми участниками шахматного образования. Международная научно-практическая конференция в Ханты-Мансийске обещала выйти на новый уровень по организации, содержанию, поставленным целям и задачам - забегая вперед, так и получилось! Легендарный Ханты-Мансийск в последнее время превратился из небольшого города в нефте-газовую столицу Сибири, с бурным строительством современных школ, детских садов, дорог, спортивных объектов, гостиниц. Практически все новые сооружения – неповторимые архитектурные шедевры. Сегодня Ханты-Мансийск – город европейского уровня в развитой инфраструктурой, который «лучше один раз увидеть, чем много раз услышать». Югорская шахматная академия Научная конференция прошла в рамках 39 Шахматной олимпиады, признанной лучшей по организации за всю историю шахматных олимпиад. Через 4 года, 41-я олимпиада пройдет в Норвегии и оргкомитету придется очень сильно постараться, чтобы соответствовать заданному сибиряками уровню. Еще хуже себя чувствуют организаторы юбилейной 40-й в Турции, до которой осталось 2 года. На закрытии губернатор Истамбула пообещал «сделать не хуже», во что верится с трудом. В начале сентября было получено корректное и уважительное официальное приглашение на конференцию, подписанное зам.председателя Комитета ФКиС ХМАО–Югры А.В.Корчаком. Громадная организационная работа была проведена Галиной Викторовной Ковалевой (директор «Югорской шахматной академии»), Татьяной Валентиновной Бойко и коллективом академии. Непосредственную работу по формированию состава участников, подготовке докладов для научного сборника, провел Игорь Георгиевич Сухин. На открытии конференции 3 октября, которое состоялось в том же конференц-зале «Югорской шахматной академии», где 2 дня назад на конгрессе ФИДЕ был переизбран Кирсан Илюмжинов, присутствовали почетные гости: В Первом ряду слева-направо: Ю.Бланко, А.Н.Костьев, Д.В.Шахов, Г.Я.Шантуров, Б.К.Шайдуллин. Вверху: Г.В.Ковалева, Б.К.Салаев, К.Н.Илюмжинов, И.Г.Сухин. Вел конференцию И.Г.Сухин. В приветственном слове Игорь Георгиевич выразил восхищение организационным уровнем конференции, поблагодарил организаторов, продемонстрировал уверенность в положительных перспективах шахматного образования. Дважды выступал К.Н.Илюмжинов. Отметил как основную задачу ФИДЕ и лично свою - продвижение шахмат в системе образования. Относительно России признался, что когда был Главой Республики Калмыкия, вынужден был вести себя сдержанней в беседах с премьер-министром, но теперь, как Президент ФИДЕ, на скорой встрече с Владимиром Владимировичем может настаивать на внедрении шахмат в систему общего начального образования. Очень интересно К.Н.Илюмжинов рассказал участникам конференции о прошедших выборах Президента ФИДЕ, в частности напомнив о государственной поддержке ведущих шахматистов в Советском Союзе, о политическом противостоянии между советскими шахматистами и представителями зарубежных стран, подчеркнув, что в современных условиях даже школам для преподавания шахмат приходится изыскивать финансирование. Чемпионы мира критиковали Президента за то, что «снизил уровень чемпионатов, олимпиад… Раньше в Лондоне, Париже проводились, а теперь Элиста, Ханты-Мансийск, Нальчик, Астрахань. Наоборот, наша задача, - подчеркнул Илюмжинов, - популяризация и развитие шахмат, чтобы в шахматы играли большие и малые страны. Чем отличаются любители шахмат в Ханты-Мансийске, Томске, или Кабардино-Балкарии от любителей шахмат в Нью-Йорке и Москве?! Выборы, которые здесь состоялись между моим курсом по популяризации шахмат и «шахматы в школах» и другим курсом, предложенным Карповым и Каспаровым вернуть в «золотые времена» - чтобы ФИДЕ и национальные федерации работали только для чемпионов… Даже по цифрам посмотрите, когда стал Президентом ФИДЕ в 1995 году всего было около 1000 зарегистрированных рейтинговых шахматистов, а теперь 150000. Чем больше гроссмейстеров, тем больше массовость шахмат». Заканчивая свое выступление, К.Н.Илюмжинов поблагодарил участников конференции: «…я вам не завидую, как тяжело вам приходится, а с другой стороны завидую, потому что благородным делом занимаетесь». Кирсан Илюмжинов раздает памятные автографы После выступления К.Н.Илюмжинова с докладом выступил профессор, председатель Комитета ФИДЕ «Шахматы в школе», господин Ю.Бланко из Венесуэлы. Выступление прозвучало на английском языке, переводил А.Н.Костьев. В докладе определены ориентиры, необходимость и возможность шахматного образования в мире. Чрезвычайно содержательным прозвучал доклад Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Б.К.Салаева. В частности, Бадма Катинович отметил - в младшем школьном возрасте игре в шахматы легко обучаются все дети, несмотря на природные склонности к гуманитарным или точным наукам; - задача любого учителя – научить ребенка думать, и шахматы здесь лучший помощник; - шахматы дают возможность определить способности и интеллектуальные наклонности любого ребенка; - занимаясь шахматами, ребенок обучается тому, чему недостаточно учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные знания; - шахматы развивают внутренний план действий, способность действовать в уме; - в результате мониторинга по всем школам РК получены результаты: средний уровень обученности в начальной школе, где шахматы введены в учебный план в качестве обязательного предмета, на 25-27% выше тех, где ограничились факультативным преподаванием; - необходимо введение дошкольного шахматного образования; - недавно РК с проверкой посетила комиссия из Федеральной службы по надзору в сфере образования, проверить результаты итоговой аттестации в Республике, так как были удивлены средним баллом по Калмыкии по математике - выше 70 баллов, а 30% выпускников показали по ЕГЭ по математике от 90 до 100 баллов. Заключение комиссии: нарушений нет; - отметил высокую квалификацию шахматных учителей и тренеров в РК; - Министерством образования и науки РК разработан «Комплексный план развития дополнительного образования детей в области шахмат», на цели развития шахмат предусмотрено затратить 90 миллионов рублей; - чтобы ввести преподавание шахмат в курс школьной программы в РФ необходимо: увеличить прием студентов на шахматные кафедры, организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации (только так возможно решить кадровый вопрос), активно использовать СМИ для популяризации шахмат, необходима политическая «воля» высоких руководителей; - отметил специалистов, работающих в шахматном образовании - И.Г.Сухина; - озвучены проблемы: слабо налажен обмен опытом среди регионов, отсутствует структура на федеральном уровне, которая бы занималась координацией деятельности специалистов в регионах, в научных журналах нет рубрики по Шахматному Всеобучу, в РФ не проводятся научных исследований по проблемам развивающих свойств шахматной игры. В заключение своего выступления Бадма Катинович поблагодарил участников конференции за проделанную и предстоящую работу. Дальнейший ход конференции принял рабочее настроение, выступали: Костьев Александр Николаевич, Москва, к.п.н., зав.кафедрой шахмат РГСУ: - подготовка тренеров ведется по двум направлениям: с системе ВУЗов (или педучилищ) и в системе повышения квалификации. Необходимо распространение опыта подготовки преподавателей шахмат в регионы. Многое зависит от личностных качеств организаторов на местах. Шайдуллин Борис Кимович, Томск, председатель Федерации шахмат Томской области, директор Томской шахматной академии: - принято решение отказаться от тренеров – разрядников, т.к. они ставят спортивные цели, что не удовлетворяет главной идее Шахматного Всеобуча. В первую очередь убедить родителей в необходимости шахматного образования, но какими аргументами? Необходимы исследования на тему повышения умственного потенциала учащихся. Шахов Дмитрий Владимирович, Псков, к.ю.н., председатель Федерации шахмат Псковской области, Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области: - прозвучал подробный доклад о правовых аспектах включения шахмат в школу. Ценнейшая информация, в электронном виде можно найти на сайте http://www.pskovchess.ru/ в разделе Шахматный всеобуч. Тимофеев Александр Алексеевич, Москва, к.эк.н., школа №354: - представлена авторская Концепция обучения шахматам в начальной школе. Выполнена на высоком уровне и представляет несомненную практическую пользу. Выступление настолько увлекательное, что спровоцировало диалог с участниками конференции. Уманская Эльвира Энзировна, Москва, соискатель, зам.директора школы №758: - аргументированный анализ функциональных обязанностей учителя (в первой половине дня), ПДО (во второй половине дня), тренера (для тех учащихся, кто ставит спортивные цели). Эльвира Энзировна перечислила функционал школьных учителей и задала вопрос: «Кто такой шахматный учитель, какие у него функциональные обязанности»? Глек Игорь Владимирович, Москва – Берлин, соискатель, и.о. заведующего кафедрой шахмат РГУФКСиТ, заслуженный тренер ФИДЕ, МГ по шахматам: - подробное сообщение о тренерской и детско-юношеской комиссиях ФИДЕ, заседания которых прошли в рамках Конгресса ФИДЕ в Ханты-Мансийске. Комиссии, работающие совместно, будут способствовать развитию детских шахмат. Рассказал об организации работы на кафедре шахмат в РГУФКСиТ. После выступления И.В. Глека был объявлен перерыв в пленарной части конференции. Участникам было предложено после обеда посетить последний тур Шахматной Олимпиады, в котором женская сборная России уже обеспечила себе чемпионство, а вот судьба первого места у мужчин решалась в матчах Украина-Израиль и Россия-Испания. Игровой зал Олимпиады. Последний тур. Россия- Испания 2-2 В этот момент на 4 доске С.Карякин черными сыграл вничью со своим соперником, а Грищук получил предложение ничьей и пошел советоваться к Барееву. Не дойдя до капитана сборной, Грищук получил подтверждение. Таким образом, стало очевидно: черными ничьи, белыми Крамник или Свидлер побеждают – выигрываем матч, украинцы играют командную ничью, россияне догоняют, считаем дополнительные показатели – русские чемпионы! Почти так и получилось – Крамник обыграл Широва, а вот Свидлер проиграл испанцу. Командная ничья. Чемпионства не получилось. Но задумано было хорошо, ребята старались! «Единый мир – единый взгляд» К сожалению, в это время на улице стояла теплая и нежная погода, а ведь многие представители Африки, прибывшие в Сибирь, никогда не видели снега. Участники олимпиады испытывали искреннее сожаление, что, например, сборная Ямайки не сможет подержать ладони под падающими хлопьями снега, поиграть в снежки, или слепить «снежную бабу», или просто замерзнуть. После перерыва конференции продолжила свою работу. Следующий доклад представила Ольга Петровна Герасимович из Белоруссии: - в выступлении было отражено состояние шахматного образования в РБ. Обязательных уроков нет. Существуют разногласия по поводу факультативной или обязательной урочной формы шахматного обучения. Проводятся опросы, анкетирование. Активно пропагандируются шахматы на сайте http://www.chess.by/ Гилева Ирина Александровна, Екатеринбург, директор ДЮСШ Интеллект: - поделилась информацией о развитии шахматного образования в системе дополнительного образования Свердловской области. Прозвучало замечание: «недостаточно документации по Всеобучу, та, которая имеется – носит рекомендательный характер». Титова Лада Владимировна, Сатка, Челябинская область, методист: - доклад о развитии шахматного образования на базе ШК «Вертикаль». Для шахматного всеобуча необходимы учителя, а не тренеры. Тренеры помогают учителям. В течении года в Сатке проводятся установочные семинары для учителей, мастер-классы. Используются в учебном процессе УМК И.Г.Сухина плюс авторские наработки. По результатам экспериментов в октябре и марте зафиксирован рост по всем показателям. Вахрушев Александр Викторович, Долматово, Курганская область, ПДО: - доклад педагога дополнительного образования «Проект шахматного всеобуча Интеллектуал Зауралья в Курганской области». Убедительно, аргументировано, содержательно. Не стоит забывать, Курганская область дала миру сильных шахматных гроссмейстеров: Ю.Балашова и С.Рублевского. Ранько Елена Алексеевна, Иваново, учитель начальных классов, лицей №21. -уникальный докладчик. Являясь учителем начальных классов, еще несколько лет назад не умея играть в шахматы, самостоятельно пришла к идее организации обучения шахматам школьников младших классов. В выступлении отмечается высокая роль шахмат для детей, вырабатывается усидчивость, концентрация внимания. После 3-х лет преподавания шахмат у школьников стали любимым предметом. Лигаева Альфия Минзаировна, п.Подгорный Железногорска Красноярского края: - Поделилась опытом организации шахматного обучения в п.Подгорный Железногорска. Насыщенное выступление, перечислены реальные проблемы организации шахматного образования в небольших населенных пунктах. Абрамов Сергей Петрович, Москва, ген.директор ООО «Дайв»: - участникам конференции были наглядно представлены современные информационные технологии для повышения качества организации преподавания шахмат на примере продукции ООО «Дайв». Обучающие компьютерные программы вызвали неподдельный интерес у многих участников конференции. После выступления С.П.Абрамова, в пленарной части конференции был сделан перерыв до следующего дня. Но насыщенная программа 3 октября еще не подошла к концу – предстояло принять участие в торжественной церемонии закрытия 39 Шахматной Олимпиады: Участники конференции направляются на закрытие Олимпиады Красочная церемония Закрытия Губернатор ХМАО Н.Комарова награждает призеров «открытого турнира» Турецкой делегации передан олимпийский флаг ФИДЕ Таким запомнился день 3 октября для участников Международной научно-практической конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей».
Читайте так же:
Чемпионат г.о. Самара по быстрым шахматам и блицу в 2024 году.
Лекторий в Самарской шахматной гостиной. Апрель.
Турнир городского округа Самара «Феномен» по шахматам в 2024 году.
Квалификационный турнир г.о. Самара «Мир! Труд! Май!».
Дмитрий Поздняков: "В Сызрани завершилось первенство ПФО среди ветеранов".
Вернуться назад
|